Этапы развития пикапа. Самые яркие представители
За 13 лет, с момента написания Россом Джеффрисом книги «Как затащить в постель женщину своей мечты» в 1992 до выхода книги «Метод Мистери» Эрика фон Марковика в 2005, идеология пикапа прошла на Западе путь от полностью манипуляторской до принимающей общественные нравственные стандарты.
Книга Росса Джеффриса, написанная им под псевдонимом Грегори Мэдисон, открывается эпиграфом:
« Полное и грязное руководство по проведению свиданий и соблазнению для мужчин, которых достало быть милыми парнями.2
Оригинальный текст (англ.)
A Down And Dirty Guide to Dating And Seduction for The Man Who's Fed Up with Being Mr. Nice Guy
»
Следом за эпиграфом идёт дисклеймер, то есть отказ от ответственности за последствия использования приведённой в книге информации2. Далее, во введении «Несправедливое соблазнение в несправедливом мире», Джеффрис излагает свою «идеологию», или моральную позицию:
« Да, некоторые, я имею в виду НЕКОТОРЫЕ тактики соблазнения, описанные в книге, могут быть расценены как «несправедливые» (unfair). И, по правде сказать, у меня были некоторые моральные колебания, когда я помещал их в свою книгу. Однако «справедливо» или «несправедливо» — это туманные термины.
Если вы и я боксировали бы на ринге, мы оба подчинялись бы правилам. И тогда с моей стороны было бы абсолютно несправедливо пнуть вас коленкой между ног или ткнуть пальцем в глаз. Если вы боксируете по правилам, то тоже самое должен делать и я. Но если ВЫ начали драться подло, то и у меня снимаются всякие моральные обязательства, я не буду хлопать ушами, как идиот, я тоже не буду следовать правилам.
К сожалению, когда вы имеете дело с женщинами, вы зачастую обнаруживаете, что оказываетесь именно в подобной ситуации. Они требуют, чтобы вы играли по правилам, а сами позволяют себе всё, что может им прийти в голову. <...> А сейчас я могу сказать, что любая курица, которая занимается подобными выкрутасами ЗАСЛУЖИВАЕТ того, чтобы быть мишенью для самой несправедливой тактики, которая вам доступна. У вас нет никаких моральных обязательств быть её жертвой, и вы будете дураком, если позволите этому случиться.
Поэтому, изо всех сил старайтесь играть справедливо с женщиной, но до тех пор, пока она не покажет, что ведёт с вами нечестную игру. Как только она начинает обливать вас этим дерьмом, то либо уходите от неё, либо дайте ей испытать то, что хранится в вашем арсенале. <...> Когда дело доходит до секса, у женщины есть одно мощное преимущество. Даже толстая и некрасивая женщина может относительно легко получить сексуальное удовлетворение. Всё, что ей нужно сделать — пойти в бар или клуб, повести себя игриво и затем выбирать партнера. Она может быть уверена, что сможет кого-то затащить к себе в постель, пусть это не всегда будет самый красивый парень в деревне, но, по крайней мере, это будет мужчина. Для мужчины, даже если он нормально выглядит, получить сексуального партнера гораздо труднее.
ДЛЯ МУЖЧИНЫ НАЙТИ ПАРТНЁРШУ ДЛЯ СЕКСА — ЭТО НУДНАЯ РАБОТА, А ДЛЯ ЖЕНЩИНЫ — ЭТО ВОПРОС ЕЁ ЖЕЛАНИЯ И ВЫБОРА.
»
Отношения между полами изначально преподносятся читателю как «боксёрский бой на ринге», в котором мужчина каждую секунду может ожидать «удара коленкой между ног». Но сам автор призывает мужчин «играть справедливо с женщиной», пока этот удар не последует. Возможны ли при таких взглядах дружеские или близкие любовные отношения, о которых идёт речь дальше и которые предполагают открытость и доверие — на этот вопрос автор ответа не даёт.
Книга же Эрика фон Марковика «Метод Мистери» (Mystery — никнейм автора) совершенно лишена каких-либо негативных ожиданий от отношений с женщинами. Наоборот, Марковик пишет:
« Действительно ли красивые женщины — с*чки? Сомневаюсь. По правде говоря, многие из моих девушек сочетали красоту с сердечной теплотой3 »
Однако, автор предупреждает, что при знакомстве девушка может грубо себя вести по причинам, возможно, совсем не зависящим от молодого человека и предлагает читателю легко относиться к происходящему. Марковик рассматривает «соблазнение» как небольшой временной отрезок, следующий после знакомства и предваряющий (в случае взаимного желания сторон) начало длительных сексуальных, или любовных, отношений. Последний абзац основного текста книги состоит в следующем:
« Если один раз переспав с женщиной, ты исчезнешь несмотря на то, что она хотела бы, чтобы ты занял определённое место в её жизни, защитные механизмы её сознания накажут её, и порой очень жёстко, за то, что она подвергла риску свои шансы на выживание и размножение. Как я уже говорил, женщина в такой ситуации чувствует, словно у неё отняли что-то важное, и подвергать кого бы то ни было таким переживаниям боли и разочарования неэтично4. »
Очевидно, что Марковик занимает значительно более высокую моральную позицию в отношениях с женщинами, нежели Джеффрис.
Следует также указать на известную связь между методом и идеологией. Действительно, в случае использования нейролингвистического программирования в соблазнении (Джеффрис) мужчина неизбежно относится к женщине как к «объекту», что психологически освобождает его от моральной ответственности перед этой женщиной. В НЛП существует предписание об «экологичности», то есть о ненанесении вреда объекту воздействия. Тем не менее, в книге Джеффриса об этом предписании не сказано ни слова, более того, в книге вообще нет ни одного указания на связь метода Джеффриса с НЛП.
Марковик замечает, что его собственный метод заключается не в манипуляции, а во влиянии («to influence, not manipulate»)5, и подчёркивает разницу между ними.
В 2008 году вышел тренинг ученика Марковика Оуэна Кука (более известного под ником Tyler Durden) под названием «Blueprint» и печатное издание к нему. Содержание первой главы этого издания состоит в обсуждении установок, которые поставляет индивиду социальная среда. Однако, это обсуждение касается лишь различных способов привлечения женщины и не затрагивает морально-этические вопросы. В отношении последних «Blueprint» можно считать стоящим даже выше метода Мистери, поскольку какой-либо «метод» здесь, собственно, отсутствует, а вместе с ним — и отношение к девушке как к объекту приложения метода; вместо этого Кук делает акцент на работе с личным внутренним миром и некоторых тонкостях общения; большое внимание уделяется искренности в отношениях. Ничего подобного нельзя было найти в западном пикапе 90-х, а в России — вплоть до последнего времени (в частности, до выхода книги «Исповедь профессионального соблазнителя» Владимира Форса в 2010 году6). Это связано с тем, что пикап был основан Джеффрисом в попытке найти способ переспать с женщиной, потратив на это как можно меньше времени и денег, и долго развивался в этом направлении; во главе угла стояла так называемая «эффективность соблазнения». Не было речи об искренности, открытости, теплоте отЛношений, о заботе о партнёре. Можно сказать, что школа Кука в целом стоит на другом конце спектра и является логическим завершением развития пикап-методик.